История ООО «Московский архитектурно-художественный проектный институт имени академика Полянского» началась в 1993 году, когда, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 1231 «об утверждении типового положения о Комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающим правами и полномочиями агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом» и распоряжением Мэра Москвы от 04 февраля 1993 года № 47-РМ «О порядке создания государственных (муниципальных) предприятий в городе Москве» и распоряжением Правительства Москвы от 16 июня 1993 года № 1097-РМ было создано Государственное предприятие «Экспериментальная архитектурно-художественная мастерская имени академика Полянского», что подтверждается распоряжением Комитета по управлению имуществом Москвы № 759-р от 13 сентября 1993 года.
В 1997 году мы обратились в Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы за разрешением использовать наименование «Москва» в названии нашей организации, которая в том же году распоряжением Комитета по управлению имуществом Москвы от 04 июля 1997 года № 1890-р «О приватизации Государственного предприятия «Экспериментальная архитектурно-художественная мастерская имени академика Полянского» получила новое наименование и правовую форму.
18 сентября 1997 года согласие Комитета на использование наименования «Москва» в названии ООО «Московский архитектурно-проектный институт имени академика Полянского» было нам предоставлено на основании распоряжения Мэра Москвы от 16 декабря 1992 года № 568-РМ «Об использовании наименований «Россия», «Российская Федерация», «Москва», изображений и наименований архитектурных и исторических памятников города Москвы».
03 октября 1997 года Московской регистрационной палатой были официально зарегистрированы наши новые правовой статус и наименование – Открытое акционерное общество «Московский архитектурно-проектный институт имени академика Полянского» Свидетельством № 027.236.
Первым руководителем нашей организации был ее создатель – академик Полянский А.Т. Подробнее о жизни и творчестве этого талантливого архитектора вы можете узнать из раздела «О Полянском».
С 2012 года и по сегодняшний день Генеральным директором ООО «МАХПИ имени академика Полянского» является Новикова Е.С.
В нашей проектной организации за долгие годы ее существования работали и создавали уникальные архитектурные проекты одни из самых выдающихся архитекторов нашей страны. Такие как: Будаев В.М., Духовный Я. И., Кулешов В.Л., Тажиев И.И.
За время существования ООО «МАХПИ имени академика Полянского» нами было спроектировано множество интересных объектов самого разного профиля и назначения. С ними вы можете ознакомиться в рубрике «Наши объекты».
ООО «МАХПИ имени академика Полянского» при осуществлении своей деятельности взаимодействует с различными государственными и частными организациями, в том числе и с архитектурными и проектными организациями многих стран мира. Перечень наших основных партнеров вы можете изучить в разделе «Наши партнеры».
На сегодняшний день штат сотрудников нашей организации состоит из высококвалифицированных и опытных специалистов всех областей проектирования, что позволяет нам оказывать любые проектные услуги, которые вы можете посмотреть в разделе «Услуги проектирования», а также выполнять функции Генерального проектировщика.
Открытое акционерное общество «Московский архитектурно-проектный институт имени академика Полянского» является одной из старейших проектных организаций России, с уникальной историей проектирования значимых для страны объектов, чем мы заслуженно гордимся.
Полянский Анатолий Трофимович (1928–1993)
Советский архитектор, народный архитектор СССР (1980), доктор архитектуры (1970), действительный член Академии художеств СССР (1976).
В 1981–1987 годах А.Т. Полянский являлся Первым секретарем правления Союза архитекторов СССР. В период перестройки участвовал в политической деятельности, будучи депутатом Верховного Совета СССР 11-го созыва (1984–1989).
Анатолий Трофимович Полянский родился 29 января 1928 года в селе Авдеевка (сейчас Донецкая обл. Украины). Сдал экстерном экзамены за среднюю школу и поступил в Московский архитектурный институт (МАРХИ). Учился в группе З.С. Чернышевой, Ю.Н. Емельянова и М.О. Барща. В 1950 году окончил МАРХИ с красным дипломом, затем – аспирантуру. В 1955–1960-м и в 1973–1993 годах преподавал в МАРХИ.
К ранним работам А.Т. Полянского относится павильон Юных натуралистов на ВСХВ (1954, соавторы Н.П. Гришин, Г.С. Витухин, А.С. Гольдин, Л.К. Игнатова, В.Г. Макаревич), отличающийся оригинальным использованием исторических форм, праздничностью и легкостью.
После объявленного Н.С. Хрущевым в декабре 1954 года перехода к индустриальному домостроению и отказа от «излишеств» в архитектуре, А.Т. Полянский активно исследует выразительные средства и формы современной архитектуры. Многие его работы, созданные впоследствии, войдут в число наиболее ярких и значимых объектов, определивших понятие «советский модернизм».
После победы на конкурсе 1956 года молодой архитектор получает право проектировать павильон СССР на Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе, выступая в роли лидера авторского коллектива из Ю.И. Абрамова, А.Б. Борецкого, В.А. Дубова и инженера Ю.В. Рацкевича. Архитектура павильона сочетала лаконичную композицию с новыми материалами и конструкциями. Здание в форме поднятого на подиум параллелепипеда с портиком перед входом имело почти полностью остекленные стены и подвешенный на вантах световой плафон. Легкий металлический каркас максимально разгружал от опор внутреннее пространство.
В 1958 году Полянский назначен директором ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов. В этом качестве он занимался проектированием многочисленных санаториев, пансионатов, домов творчества и т.п. сооружений вплоть до 1980 года. Наиболее значимым проектом, реализованным Анатолием Трофимовичем на этом поприще, стал пионерский лагерный комплекс «Артек» в Гурзуфе, включающий в себя лагеря «Артек» (1960–1970), «Морской» имени Пальмиро Тольятти (1960–1961), «Прибрежный» (1960–1964) и «Горный» (1967). В основу проекта легла идея, перекликающаяся с концепцией «Дом-Ино» Ле Корбюзье. Для строительства многочисленных объектов и сооружений на территории лагеря Полянский разработал систему из шести стандартных железобетонных элементов, специально выпускавшихся для этого проекта. Складывающиеся из этих элементов два модуля – одноэтажный прямоугольный объём площадью 40 м2 с галереей и лестницей, а также объём, образованный тремя стойками с грибовидным перекрытием, – были использованы для создания согласованных с живописным рельефом местности пространственных композиций. Изящно нарисованные, легкие, пронизанные светом и воздухом павильоны сразу же после завершения строительства стали символом новой архитектуры. За проект входящего в состав «Артека» лагеря «Прибрежный» А.Т. Полянский в 1967 году был удостоен Государственной премии СССР.
В дальнейшем зодчий пытался применять найденную при строительстве «Артека» систему в проектировании гостиниц, но безуспешно. Тем не менее Анатолий Трофимович посвятил проблеме создания архитектурно выразительных композиций из типовых элементов ряд теоретических трудов и защитил на эту тему докторскую диссертацию (1970).
В первой, спроектированной Полянским, многоэтажной гостинице «Интурист» (впоследствии «Ялта», 1964–1978) в Ялте, как и в «Артеке», прослеживается влияние «Жилой единицы» Ле Корбюзье. Стоящий поперек горного склона 17-этажный корпус в виде вытянутого параллелепипеда опоясан сплошными лентами балконов и пересечен по вертикали асимметрично поставленной башней, вмещающей лифты и лестницу. В более поздних гостиничных комплексах, таких как «Иссык-Куль» на одноименном озере в Киргизии (соавторы Ю.Н. Минаев, И. Мошкунова, Л. Куницына, 1977–1979) и «Машук» в Пятигорске (соавторы Н. Закс, М.А. Лифатов, 1976–1984), предпочтение отдается более сложным пластическим композициям, следующим перепадам рельефа.
В 1969–1981 годах Полянский создает несколько конкурсных проектов Центрального музея В.И. Ленина в Москве (не реализован), затем проектирует и строит Мемориальный музей В.И. Ленина в Казани (соавторы М.А. Лифатов, Ю.Н. Минаев, М.Ф. Синев, О.В. Кулишенко, А.П. Санин, 1981–1987). Стоящее на высоком берегу реки Казанки здание решено как ряд составленных дугой и облицованных красным кирпичом корпусов, в совокупности напоминающих стилизованное знамя, изображение которого повторяется во вдавленном рельефе на стенах. Вытянутая по горизонтали композиция дополняется вертикальным акцентом в виде кирпичной стелы.
На протяжении 1960–1970-х годов по проектам Полянского также построены посольства СССР в Каире (1965), посольство в Афинах, консульство в Тётеборге и посольство в Стокгольме (1966), Дом молодежи в Целинограде (1974).
В 1982 году архитектор был приглашен возглавить мастерскую № 7 «Моспроекта-2» им. М.В. Посохина, занимавшуюся проектированием комплекса мемориала Победы советского народа в Великой Отечественной войне на Поклонной горе в Москве, заложенного еще в 1960 году. Усилиями Анатолия Трофимовича процесс пошел энергичнее, и генеральный план комплекса, а также здание музея обрели свою форму. Одним из последних проектов Полянского стал храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, в котором соединились традиционные мотивы древнерусской архитектуры с эстетикой модернизма. К сожалению, окончание проектирования храма и его строительство (1994–1995) происходили уже после смерти А.Т. Полянского и с серьёзными отступлениями от первоначального замысла внутреннего и наружного убранства.
В 1989–1991 годах зодчий продолжил поиски в области церковной архитектуры, участвуя в конкурсе на проект храма в память 1000-летия Крещения Руси. Проект Полянского получил I Премию и был утвержден к строительству. Тогда же Анатолий Трофимович получил заказ на проектирование церкви Св. Гавриила в станице Новомышастовской Краснодарского края. Но дальше эскизного проекта дело не пошло.
В августе 1992 года в Российской академии художеств состоялась персональная выставка архитектора, академика А.Т. Полянского.
Анатолий Трофимович Полянский умер 7 июня 1993 года и был похоронен в Москве на Новом Донском кладбище, в его восточной части (непосредственно за зданием бывшего Донского крематория).
В 1993 году уже после смерти зодчего была создана «Экспериментальная архитектурно-художественная мастерская имени академика Полянского», которая впоследствии расширилась и стала ООО «Московским архитектурно-художественным проектным институтом имени академика Полянского».
В 1996 году А.Т. Полянскому была посмертно присуждена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства.